Личностные особенности ребенка.
Как преодолеть трудности в
поведении?
3- 7 лет
Ребенок познает мир отношений взрослых, разные виды деятельности, социальные роли. Ребенку при всем его желании пока не доступно включиться во взрослую жизнь, но у него уже есть сильное стремление к самостоятельности, которое требует поддержки родителей. Ведущая деятельность для ребенка – творческая игра, одна из основных потребностей. Дети берут на себя роли взрослых и в условиях игры копируют их действия, поведение, отношения (до 5 лет – реальных близких людей, к 7 годам – социальные роли: врач, солдат, учитель и т.д.). В игре развиваются мотивы и
цели деятельности, потребности ребенка, появляется собственный опыт, осваиваются правила поведения (в игре поведение его контролируется другими детьми и он должен следовать определенным правилам), начинают формироваться навыки принятия решений, отказа, эффективного общения, решения споров, складываться представление о ценностях, взаимоотношениях, развиваться самоуважение, самостоятельность. Наиболее сильный для дошкольника мотив – поощрение, получение приза, более слабый – наказание (исключение из игры), еще слабее – собственное обещание ребенка (а как мы часто говорим: «пообещай, что…»), самый слабый – прямое запрещение каких-либо действий, не подкрепленное другими мотивами. Требовать от ребенка обещаний и бесполезно, так как они, в основном, не выполняются. Неисполненные клятвы, заверения подкрепят беспечность и необязательность. О моральных качествах ребенок судит, в основном, по своему поведению, которое или согласуется с правилами семьи, коллектива сверстников, или не нет. Его самооценка практически всегда совпадает с внешней оценкой, прежде всего – близких взрослых. Дошкольник видит себя глазами близких взрослых (как важно учесть это родителям ). Если оценка и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, его представления о себе окажутся искаженными (истоки низкого самоуважения). Ребенок приобретает сначала умение оценивать действия других детей, а затем – собственные моральные качества, умения.
7-9 лет
С поступлением в школу меняется весь уклад жизни ребенка. При сохранении значимости игровой деятельности основной становится учение. У ребенка не сразу формируется правильное отношение к учебе. Обычно дети радостно идут в первый класс. Но потребность стать школьником обусловлена не желанием получать знания (это появится позднее), а желанием подняться на ступень самостоятельности, выйти из роли маленького ребенка, и элемент новизны новой деятельности привлекателен. Большинство первоклассников не понимают и не осознают, зачем надо учиться. Возрастают требования к ребенку. Учеба и учитель начинают требовать от ребенка волевых усилий, организованности, собранности, обязательности, дисциплины, самоограничительного поведения (все чаще приходится делать то, что надо, а не то, что хочется). Если ребенок к этому не привык, то у него возникает разочарование, отрицательное отношение к учебе. В учебе преобладает личный мотив : желание получить хорошую оценку, одобрение учителя, ребят, родителей. Осознания значимости учебы еще нет. В написании букв, цифр еще много от игры. Меняется система взаимоотношений: в общении появляется новый круг лиц – учитель, одноклассники, руководитель творческого коллектива и др. Необходимо считаться с интересами и правилами коллектива, с требованиями учителя. К соблюдению семейных правил присоединяется необходимость следовать и школьным правилам, которые не всегда совпадают, что требует .от ребенка повышенной ответственности. Расширяется круг обязанностей, приобретение знаний становится ведущей. Требования с каждым днем нарастают и усложняются. Это может привести к противоречию между растущими требованиями учебной деятельности, учителя, одноклассников, родителей к личности школьника и уровнем психического развития ребенка, его возможностями, способностями, личностными качества. Как следствие противостояния – нервные срывы, нарушения поведения, резкие перепады настроения, повышенная утомляемость, ухудшение отношений, негативное отношение к школе. Не всегда семейная система ценностей совпадает со школьной (учителя, детского коллектива). Ребенок начинает осознавать, усваивать, принимать такие ценности как прилежание, трудолюбие, аккуратность, исполнительность, обязательность, дисциплинированность, взаимопомощь, ответственность. Но не всегда по разным причинам готов им следовать. Это тоже осложняет жизнь ребенка. Для ребенка этого возраста характерна острота и живость восприятия, любознательность к окружающей жизни, любопытство. Легче воспринимается яркое, живое, необычное. Причем, воспринять для ребенка новый предмет – это значит взять, потрогать, произвести с ним какие-то действия, что-то изменить в нем (экспериментирование нередко приводит к травматизму). К 3-4 классам ребенок начинает строить умозаключения (обобщения, выводы, анализ), не прибегая к практическим действиям с предметами. Нравственные суждения ребенка складываются из собственного опыта поведения, основанного на следовании указаниям родителей, учителя. К 3-4 классам появляется анализ поведения других людей (книги, фильмы, расширение круга общения), и ребенок может совершать самостоятельно положительные поступки по собственной инициативе.
10-11 лет
К моменту, когда ребенку исполняется 10 лет, на физическое развитие расходуется меньшая часть его энергии. В эти годы дети охотно учатся и стремятся развивать свои умственные способности и индивидуальность. Они уже имеют представление о том, для чего необходимо образование, и умеют учиться. Дети 10-12 лет любят открывать и познавать мир вещей, будь то во время прогулки на природе или при чтении книги. Они любят узнавать, как функционирует
организм человека. Ребята начинают разбираться во все более сложных вопросах и не довольствуются упрощенными ответами. Учеба остается ведущей деятельностью. Если ребят не слишком много ругают и у них удовлетворительная успеваемость, то им по-прежнему нравится учиться. Если дети проявляют недостаточно добросовестное отношение к учебе, у них много неудач и плохих отметок , то они начинают страдать от низкой самооценки. Появляются мысли, что школа – не для них, ребята начинают прогуливать уроки. Дети в этом возрасте очень ранимы. Общение с ребятами этого возраста может быть захватывающим, приносящим удовлетворение, но в то же время и не простым. В это время ребята начинают принимать осознанные решения, касающиеся их жизни, адекватнее воспринимать атмосферу в семье, в школе. Если она неблагоприятна, то дети пытаются найти эмоциональную поддержку в группе сверстников или ребят постарше. Моральный выбор может ставить детей перед серьезной дилеммой. Такой дилеммой может стать нарушение взрослыми ими же установленных правил и запретов, системы ценностей. Тогда ребятам приходится решать : следовать ли их примеру или нет. Причем, ребятам нужна полная осведомленность о том, что заставляет взрослых так поступать. Ребята начинают становиться независимыми. Хотя большинство детей все еще привязано к своим семьям, они все больше начинают стремиться принимать решения самостоятельно и проводить больше времени со своими друзьями и меньше в кругу семьи. В этом возрасте дети стремятся развивать отношения со своими ровесниками. Характер этих отношений может быть самым разным: от крепкой дружбы с одним человеком до принадлежности к одной группе или команде, члены которых обычно бывают одного пола и возраста. Такое поведение возникает из потребности действовать независимо от родителей и быть принятым среди сверстников, дети становятся более независимыми и проводят больше времени вне дома. Дети стремятся выйти из под опеки родителей; их желание принадлежать к какой-либо группе означает, что они все больше находятся под влиянием посторонних людей – как сверстников, так и тех, кто взрослее
большую силу. Этому следует постоянно уделять внимание. Независимость от семьи является нормой. Подростки предпочитают проводить свободное время со своими ровесниками, и чем с большим пониманием относятся к этому родители, тем меньше стрессов испытывает ребенок. Интересы, ценности, правила группы, друзей начинают оказывать значительное влияние на систему ценностей, правил ребенка, иногда вступать в противоречие с семейными и школьными. Семейные запреты и школьные требования могут пересматриваться. В результате этого многие дети в этом
возрасте не способны принимать ответственные собственные решения, испытывают значительные затруднения при тактике группового давления (неумение или неспособность сказать «нет»).
12-14 лет
Для детей это период жизни, полный «бурь и волнений». Многие специалисты в области развития ребенка верят, что переходный возраст является беспокойным периодом жизни человека потому, что взрослые нечетко себе представляют, насколько повзрослевшей они хотят видеть молодежь этого возраста. Хотя к возрасту 14-ти лет дети часто уже сформировались физически в юношей и девушек и выглядят иногда старше своих лет, уровень восприятия
и эмоции у них остаются по-прежнему детскими. А взрослые часто ожидают от подростков взрослого поведения. В этом возрасте дети начинают одинаково одеваться, сбиваться в группы, придумывать свои шутки и собственный жаргон, в попытке быть своим среди своих. Подростки не отчуждаются от своих семей, но все чаще обращаются к родителям в силу необходимости : когда нуждаются в защите, например во время кризисных ситуаций, или в материальной
поддержке, например,- в деньгах. Как ни трудно для родителей это стремление детей к независимости, очень важно делать все, чтобы сохранить доверительность в общении с ними. Если у детей портятся отношения с родителями в этом возрасте, то эта проблема лишь усугубится в старших классах. А ведь отсутствие контакта с родителями в юности делают молодежь неустойчивой к влиянию со стороны сверстников, для которых употребление алкоголя и
наркотиков является нормой поведения. Подростки стремятся выйти из под опеки родителей; их желание принадлежать к какой-либо группе означает, что они все больше находятся под влиянием посторонних людей – как сверстников, так и тех, кто взрослее. Независимость от семьи является нормой. Подростки предпочитают проводить свободное время со своими ровесниками, и чем с большим пониманием относятся к этому родители, тем меньше стрессов испытывает он. На формирование самооценки, самоуважения подростка значительную роль оказывает восприятие его сверстниками, их мнение. Очень важно общение и взаимопонимание. Как часто взрослые слышат «Вы нас не понимаете. Вам некогда по-человечески поговорить…» В условиях подросткового периода молодые люди как бы рождаются заново. Подростки чувствуют, что все, связанное с прошлым, особенно то, что характеризовало их как ребенка, необходимо пересмотреть. С физическим развитием появляется возможность новой роли, когда все возможно, и нет ничего определенного. У них слабое самовосприятие: они не уверены, достаточно ли быстро взрослеют и изменяются, в каком направлении им идти дальше. Это состояние порождает чувство собственной неполноценности, смятение, расстройство, нервное возбуждение, страхи и переживания ( за свою внешность и сексуальность тоже), конфликты с родителями и в конечном итоге, сильный стресс. Ребята по-прежнему используют полученные в детстве навыки принятия решений. Но в то же время начинают принимать совершенно новые варианты решений на основании более объективной информации, иных групповых ценностей, целей, установок. Причем, иногда эти ценности идут в разрез с семейными и принятыми в обществе. В это время ребята начинают принимать осознанные решения.
14-16
16-18
Период созревания может принести множество проблем, стрессов самому подростку и его родителям. Стремление родителей к счастью, здоровью и безопасности детей часто не дает результатов. Подростки зачастую воспринимают «в штыки» родительские советы и замечания. Помощь родителей часто рассматривается ими как попытка вмешаться, родительская забота – как обидное отношение «как к маленькому», советы родителей воспринимаются как
команды. Реально воспринимая взрослых, подростки хотят, чтобы их тоже считали взрослыми, независимыми и самодостаточными, разрешали участвовать в принятии семейных решений. Понимая, что дети финансово, социально и психологически зависят от них, переоценивают свои возможности, родители вынуждены принять это. Даже самостоятельные дети это часть семьи и у них сохраняется желание, чтобы взрослые обсуждали с ними их проблемы, заботы, помогали. Усиливается потребность во взаимоуважении. Это возраст формирования нравственных убеждений, принципов, идеалов, мировоззрения, которыми молодые люди начинают руководствоваться в своем
поведении. В то же самое время они остаются ориентированы на свою группу, ценности и влияние которой на поведение еще значительно, поэтому некоторые моральные понятия могут быть искаженными и способствовать развитию уязвимых личностных особенностей (упрямство нередко принимается за волю, жесткость, жестокость за мужество и т.д.). Появляется потребность осознать себя как личность. У подростка появляется интерес к себе, своей внутренней жизни, потребность в собственной самооценке, сопоставлении себя с другими людьми, оценке своих возможностей и способностей, личностных особенностей. На этой основе нередко возникают конфликты : противоречие между уровнем притязаний подростка и его реальным положением в группе, между отношением к самому себе и отношением к нему со стороны родителей, взрослых, ровесников. Как следствие – высокое самоуважение или неуверенность в себе.
Стремление к самовоспитанию (целенаправленное развитие у себя желаемых качеств), настойчивость, упорство в достижении цели при самоуважении помогают преодолевать трудности, более эффективно разрешать проблемы.
Сложность этого периода в жизни самих молодых людей и их родителей породила мифы о подростках, на которые зачастую, списывают собственные воспитательные огрехи и несостоятельность взрослых.
Рекомендации родителям
«Как преодолеть трудности поведения ребёнка»
Процесс психолого-педагогической коррекции поведения дошкольников не будет успешным без активного участия и помощи родителей. Отношение родителей к ребенку — один из важных факторов в формировании и развитии его индивидуально-личностных особенностей и поведения.
Общаясь с родителями, братьями и сестрами, ребенок усваивает отношение к миру, думает и говорит так, как думают и говорят в его семье. Став взрослым, он может сознательно не принимать некоторые черты своей семьи, но бессознательно все равно транслирует манеру поведения, речи, качества характера, заложенные семьей. Все это: стиль жизни, уникальное соединение черт, поступков и навыков — в совокупности определяют маршрут движения ребенка к его жизненным целям.
- Устанавливайте правила. Правила должны быть изложены четко и определенно (например, все должны мыть руки перед едой, убирать игрушки). Правила надо вводить последовательно. Они должны соответствовать уровню развития ребенка, его возрасту.
- Избегайте конфликтов. Разумеется, если ребенок ведет себя плохо, он нуждается в строгом воздействии. Однако вы можете предусмотреть возникновение многих конфликтов и избежать их. Если убрать хрупкие и опасные предметы подальше от ребенка, там, где он не достанет, то не будет необходимости весь день твердить ему: «Не трогай, положи на место». Признайте, что иногда вы сами создаете конфликтные ситуации, например когда ребенок отказывается есть. Он уже достаточно созрел, чтобы иметь собственные желания. Если на него давить, это только усилит его сопротивление. Лучше всего — похвалить ребенка, когда он ест хорошо, и не сердиться на него, если он отказывается от какого-нибудь блюда.
- Обсуждайте с ребенком его поведение. Например, скажите: «У тебя есть привычка разбрасывать вещи (игрушки) по дому. Мне приходится перешагивать через них. Что мы будем с этим делать? Может, ты сам поможешь мне решить, что будет, если ты не уберешь свои вещи (игрушки)?»
- Используйте тайм-ауты. «Тайм-аут» — прекрасный способ ограничить действия ребенка, не причиняя ему эмоциональной травмы. Он даст как ребенку, так и вам возможность успокоиться и избежать конфликта. Выделите стул или кресло («тихий стул», «тихое кресло»), на которые вы будете отправлять ребенка в момент обострения ситуации и где он сможет отдохнуть и подумать. Не используйте для «тайм-аутов» просто комнату, где полно всяких игрушек и интересных вещей, с которыми ребенок может поиграть во время наказания. Важно действовать незамедлительно, чтобы он понял связь между своим поступком и «тайм-аутом». Время на раздумье — 3 мин. После перерыва ребенок возвращается к игре. Не следует его больше ругать или как-то напоминать ему о возникшем инциденте.
- Исключите эмоции, не читайте нотации и не спорьте, когда призываете ребенка к порядку. «Таня, я не собираюсь с тобой спорить. Бить детей нехорошо, я хочу, чтобы ты сейчас подумала о своем поведении. Иди посиди немного в „тихом кресле“». Дети должны знать, что любое действие имеет последствие. Хорошие поступки — похвала, одобрение, плохие — наказание. Если ребенок кричит и ведет себя плохо, можно продлить время пребывания в «тихом кресле» (но не более 5–6 мин). Когда время наказания закончится, не забудьте спросить ребенка, понял ли он, за что его отправили на «тихое кресло».
- Хвалите ребенка. Похвала — это передача ему ваших ожиданий. Полезно, чтобы ребенок знал, за что конкретно его похвалили. Лучше сказать «Мне нравится, что ты поделился игрушкой», чем выразится менее понятно — «Ты хороший мальчик». Похвала развивает у ребенка чувство уверенности в своих силах. Уверенный в себе ребенок легче переносит замечания, он понимает, что они касаются его поведения, а не личности.
- Следите за своим поведением, показывайте хороший пример. Дети очень наблюдательны и копируют поведение родителей. Если вы кричите — так же будет делать ваш ребенок. Он употребляет слова, которые слышит от вас, подражает вашему поведению. Для дошкольника родители — самое главное, поэтому он считает, что все, что они делают, это хорошо.
- Чаще играйте с ребенком. Игра укрепит доверительные отношения, позволит вам ненавязчиво, без нравоучений и конфликтов развивать ребенка, лучше понять его. Любите его, хвалите за каждую мелочь, и он ответит вам тем же.