Рекомендация адаптация детей в УДО
Социальная адаптация — приспособление человека к условиям новой социальной среды, один из социально-психологических механизмов социализации личности. В педагогической практике важное значение имеет учет особенностей процесса адаптации при вхождении ребенка в новые социальные отношения. В первые годы жизни весь опыт общения для ребенка сводился к отношениям с близкими родственниками, которые были для него бесспорным авторитетом и эталоном для усвоения речи и навыков поведения. При поступлении в детский сад ребенок попадает в группу сверстников, каждый из которых наделен своими индивидуальными особенностями, и все они составляют первую социальную общность, в которой ребенку предстоит строить отношения. Начало учебной деятельности в школе предъявляет к ребенку новые требования: на первый план выступает его участие в учебной деятельности, еще более регламентируются требования к дисциплине, обновляется коллектив сверстников. Но, как правило, на школьный период приходится и стремление ребенка (а часто и его родителей) расширить сферу своего познания и общения. Кроме школы, он начинает посещать другие образовательные учреждения. Чаще всего это учреждения дополнительного образования детей.
Для образовательной среды многопрофильного УДО характерны:
1) сложность и многообразие социальных связей, которые проявляются в том, что состав образовательного объединения постоянно меняется: дети имеют право переходить из коллектива в коллектив или вообще покидать коллектив. Поскольку УДО имеют обширные внешние связи, то дети вступают в многообразные социальные отношения за пределами образовательного объединения;
2) сложность совместной деятельности — это образовательная деятельность (коллективная или индивидуальная) по изготовлению коллективного или собственного продукта, досуговая деятельность в разнообразных культурно-досуговых программах, деятельность в органах детского самоуправления, деятельность соревновательного характера, исследовательская, опытническая и другие виды деятельности;
3) социальная неоднородность детского коллектива, которая сегодня особо проявляется в «бедных и богатых» и влияет на построение отношений и адаптацию детей;
4) возрастная неоднородность детского коллектива или наличие разновозрастных образовательных объединений; детей, посещающих УДО, можно разделить на 4 группы:
- основная группа — практически здоровые и нормальные дети;
- дети с умственными и физическими недостатками здоровья;
- так называемые «нравственно испорченные дети»;
- одаренные дети.
Вхождение ребенка как социального существа в жизнь этой общины предполагает прохождение трех фаз:
- адаптации к действующим в этой общности нормам, формам взаимодействия, деятельности;
- индивидуализации как удовлетворения «потребности индивида в максимальной персонализации»;
- интеграции личности в этой общности.
В условиях кризисного социума повышается роль учреждений дополнительного образования как центров воспитания, социальной адаптации, допрофессионального определения ребенка.
По результатам социально-психологического опроса в основном старшеклассники не удовлетворены ролью школы в подготовке выпускников к будущей самостоятельной жизни. Исследования психологов показали, что ребята очень хотят развивать у себя универсальные, жизненно-необходимые качества общей культуры жизнедеятельности, такие как нравственное отношение к людям, эстетические и творческие способности, физическую и психологическую культуру (умения общения, владения собой, умения самопознания, самореализации). Именно этим, действительно полезным и важным в течение всей жизни вещам, гармонизирующим весь жизненный процесс, и не учат в школе. В жесткой для многих детей жизненной ситуации учреждения дополнительного образования могут стать и часто становятся единственным островком понимания, хорошего отношения.
Адаптация – не только приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию. Эффективность адаптации в значительной мере зависит от того, насколько адекватно индивид воспринимает себя и свои социальные связи. Учреждения дополнительного образования должны способствовать быстрой адаптации детей, отрабатывая и закрепляя у них социально-психологические механизмы вхождения в группу и принятия социальных ролей.
Известно, что в возрасте 6 – 7 лет в условиях адаптации ребенок испытывает трудности, связанные с привыканием к новым системам требований, новому стилю общения. В этот период трудно ожидать высокой интеллектуальной активности и производительности. Поэтому в программы, рассчитанные на младших школьников, педагоги должны включать виды деятельности, не требующие высоких затрат от ребенка. Основное содержание занятий должны составлять игры и упражнения, направленные на развитие собственно групповых процессов, поддержание благоприятного микроклимата, сплочение, организационное развитие детского сообщества. Чем быстрее ребенок привыкнет к новому окружению, тем успешнее будет проходить развитие его индивидуальных способностей.
Социально-психологическая адаптация детей подросткового и старшего школьного возраста (11 – 17 лет) в детских объединениях учреждения дополнительного образования имеет свои особенности.
По данным диагностических исследований для этой возрастной группы наиболее выраженными являются следующие мотивы:
- мотив подготовки к будущей профессиональной деятельности,
- мотив общения со сверстниками, познавательный мотив.
Учреждения дополнительного образования являются той средой для детей, где они могут выявить и развить свои способности, таким образом, подготавливаясь к будущему профессиональному выбору и условиям взрослой жизни. При этом очень важно позаботиться о том, чтобы создать ребёнку ситуацию успеха. Успех порождает стремление к новому успеху, формирует уверенность в своих силах, что в дальнейшем приведет к индивидуальному развитию личности ребенка. К системным критериям социального саморазвития подростков относится нравственная позиция учащихся. На диагностическом уровне нравственная позиция фиксируется через установление фактов, свидетельствующих о наличии у ребят нравственных убеждений, об отношении к негативным явлениям и общественному поведению сверстников и взрослых, о готовности жить и работать в соответствии с общечеловеческими ценностями и принципами гуманизма. Наблюдение, анкетирование, проведение бесед и дискуссий, создание проектов, написание рефератов и участие в соответствующих мероприятиях – вот основные методы проведения диагностики нравственных качеств личности.
Конечным продуктом социально – педагогической деятельности по социализации ребенка становится уровень овладения им минимумом специальных ролей, необходимых для нормальной жизнедеятельности каждого человека, оканчивающего образовательное учреждение.
Миру нужен самостоятельный человек. Несамостоятельный опасен для мира. В условиях быстро меняющейся социальной, экономической, политической обстановки, человек рассматривающий эти изменения как трагедию вступает в пограничное отношение с миром. Чтобы такого не случилось, еще на школьной скамье ребенка нужно научить хорошо ориентироваться в быстро меняющемся мире, строить отношения с другими людьми в рамках цивилизованного диалога, принимать самостоятельные решения.
Подготовила: Тишкова Ю.А.,
педагог-психолог РДДТ